За прошедшие 80 лет розыгрышей клубных чемпионатов страны в составе «Зенита» голы забивало более трёхсот футболистов. Самые успешные голеадоры команды вошли в Клуб бомбардиров «Зенита» – Клуб 50. Их сейчас там числится 15 человек – игроки в истории «Зенита» более чем заметные. Элита, звёзды! Но хотелось бы вспомнить и тех, кто так и не сумел достичь заветной цифры 50 голов, кому не хватило самой малости для того, чтобы стать полноправным членом этого престижного клуба. Яркие это были футболисты, классные, и причины их непопадания в число героев-бомбардиров у каждого свои. Но помнить их имена мы также обязаны непременно.
Анатолий Коротков – 49 голов (1947 – 1951)
На момент официального основания Клуба 50, состоявшегося 16 августа 2005 года, герой сезона-1950 Анатолий Коротков с результатом 50 голов являлся его полноправным членом. Но более скрупулёзное изучение протоколов и открывшиеся новые данные привели к печальным для многолетнего обладателя клубного рекорда сезонной результативности (22 гола в 1950 году) последствиям. Один из голов предыдущего, 1949 года, оказался записанным на его счёт ошибочно. На самом деле его автором являлся Иван Комаров, который и без того с лихвой выполнил норматив для вступления в Клуб 50. А вот у Короткова осталось всего 49 голов. Обидно, конечно, но истина дороже.
И если бы не злосчастный его промах с пенальти в матче открытия стадиона им. Кирова в 1950 году с ленинградским «Динамо» – был бы он и членом Клуба 50, и клубным рекордсменом он оставался бы до сих пор на пару с Кержаковым – по 23 гола за чемпионат. С другой стороны, и не доиграл Коротков за «Зенит» по собственной вине, будучи отчисленным из команды за частые нарушения спортивного режима и другие прегрешения в возрасте 26 лет.
Игорь Зазулин – 49 голов (1991 – 1999)
Любимец трибун, технарь и неиссякаемый выдумщик, один из замечательной тройки нападения «Зенита» времён первой лиги Зазулин – Кулик – Дмитриев, первым преодолевший отметку в 100 матчей за «Зенит» в высшей лиге российских чемпионатов, Игорь Зазулин долгое время являлся в команде вторым по результативности после супербомбардира Кулика.
Но всё же и ему не хватило одного-единственного гола для вступления в Клуб 50. Наверное, того самого несостоявшегося гола в финале Кубка России 1999 года, когда незадолго до финального свистка при счёте 3:1 Зазулин вышел один на один с вратарём «Динамо». Но подоспевший защитник срубил его перед самой штрафной, не позволив зенитовцу вступить в Клуб 50, а заодно и сделать счёт финала и вовсе унизительным для московского клуба. Крайне досадно – ведь Зазулин мог стать первым полузащитником в его рядах.
Константин Зырянов – 46 голов (2007 – 2014)
Герой чемпионского сезона 2007 года, признанный тогда же и лучшим футболистом России, Зырянов появился в «Зените» в возрасте совсем ветеранском – в 29 лет. До того многие годы выступая на позиции опорника в уныло ковырявшемся в нижней части турнирной таблицы московском «Торпедо». В «Зените» неожиданно раскрылся на позиции атакующего полузащитника, сходу выдав пару-тройку воистину феерических сезонов, став ключевым игроком команды времён тренеров Адвоката и Давыдова. Именно в эти годы набрав и львиную долю голов в зачёт Клуба 50.
И всё же, вступить в него Константину оказалось не суждено. Пришедший в команду новый тренер Лучано Спаллетти отодвинул 33-летнего ветерана глубже в поле, поручив ему исполнять привычную ещё со времён «Торпедо» функцию опорного полузащитника. С чем Зырянов справился с не меньшим блеском, но результативность его заметно снизилась. Не помогли ему и голы за сборную России, в которой он также на протяжении нескольких лет являлся ключевым игроком. А очередной новый тренер команды Андре Виллаш-Боаш практически сходу отказался от услуг футболиста, которому к тому времени шёл уже 37-й год.
Юрий Герасимов – 44 гола (1980 – 1987)
«Ленинградский Герд Мюллер». Прирождённый бомбардир: быстрый, резкий, взрывной, техничный, отлично чувствовавший себя в толчее чужой штрафной, каким-то непостижимым образом умевший находить в частоколе ног маленькие, на считанные миллиметры шире диаметра самого мяча лазейки и зряче проталкивать его в сетку ворот. Но всё же требуемых 50 голов для вступления в Клуб 50 Герасимов забить не сумел. Частые травмы надолго выводили его из строя, мешая набирать голеадорские баллы. Как, к примеру, оказался скомканным для него из-за травмы, полученной ещё до начала чемпионата в кубковом матче, золотой сезон 1984 года – впервые на поле в том сезоне он вышел лишь в середине лета. Да и затем провёл в набравшей могучий ход команде всего 7 неполных матчей. А потому остался тогда без медали.
На протяжении добрых двух десятков лет являлся лучшим кубковым бомбардиром в истории «Зенита», пока уже в новейшее время его не опередил Александр Кержаков. Правда, в чемпионатах результативность Герасимова была не столь впечатляющей. А за сборную сыграть ему не довелось.
Александр Спивак – 43 гола (2000 – 2006)
Ключевой игрок «Зенита» времён Морозова и Петржелы, штатный пенальтист команды, один из лучших в её истории, Спивак набирал баллы в зачёт Клуба 50 не только уверенно реализуя стандарты. Универсал, способный сыграть и на своём «законном» левом фланге полузащиты, и на правом, и в центре. При этом, как успешно ассистируя своим партнёрам по атаке, так и сам охотно выходя на ударные позиции и точно, зряче посылая мяч в ворота.
Уверенной поступью приближаясь к порогу Клуба 50, Спивак в середине 2000-х являлся главным кандидатом на вступление в его члены. Но принявший «Зенит» в середине 2006 года новый тренер Дик Адвокат сходу отказал в доверии 31-летнему игроку, который при нём лишь несколько раз вышел на замены, а затем плотно и безвылазно осел в запасе. И через год завершил карьеру.
Павел Погребняк – 42 гола (2007 – 2009)
Герой и лучший бомбардир триумфального для «Зенита» розыгрыша Кубка УЕФА 2007/08, в команде Погребняк промелькнул, подобно яркой комете. Всего два с половиной года отыграл в Петербурге этот воспитанник московского «Спартака», но след в истории «Зенита» оставил заметный.
Не станем разбирать, что побудило 25-летнего футболиста, находящегося в самом расцвете сил и на самом пике карьеры, поменять недавнего обладателя Кубка УЕФА, в котором он имел твёрдое место в составе и отличался неплохой результативностью, на середняка бундеслиги «Штутгарт». В котором не только заметно снизил свои бомбардирские успехи, но и так и не стал полноценным игроком основы. А вскоре и вовсе осел в заштатных командах английского футбола. При этом остаёмся в твёрдой уверенности: не будь этого не слишком понятного перехода – наверняка Павел не только вошёл бы в Клуб 50, но и в итоге занял бы в нём весьма приметное место.
Павел Садырин – 41 гол (1965 – 1975)
Легенда «Зенита» всех времён. Тренерский триумф Павла Фёдоровича 1984 года крупными золотыми буквами вписан в клубную летопись, но ведь и игроком в своё время он был более чем заметным. Почти всю свою игровую карьеру, 11 сезонов, посвятил этот воспитанник пермского футбола ленинградскому «Зениту», являясь лидером команды, её капитаном на протяжении нескольких лет, игроком практически незаменимым и крайне необходимым. Штатный исполнитель всех стандартов, от угловых и штрафных, вплоть до пенальти, игрок огромного трудолюбия и большой ответственности, несмотря на невзрачные габариты, Садырин обладал отменным ударом, который часами, до изнеможения отрабатывал на тренировках и после них. А потому в исполнении стандартных положений был безупречен, до сих пор, наряду с Александром Спиваком, оставаясь одним из лучших пенальтистов в истории «Зенита».
В возрасте 33 лет полузащитник и капитан команды продолжал находиться в отличной форме, но конфликт с тренером Германом Зониным заставил его покинуть «Зенит» и завершить карьеру. Трудно сказать, сумел бы Павел Фёдорович в конце концов вступить в члены Клуба 50, для чего ему оставалось забить ещё 9 голов. Но можно смело утверждать одно: вряд ли этот факт оказал бы существенное влияние на любовь и уважение к нему болельщиков «Зенита», которые и без того безграничны.
Геннадий Попович – 41 гол (1997 – 2001)
Могучий центрфорвард-таран с Украины, Геннадий Попович пришёл в «Зенит» в возрасте 24 лет и довольно долго никак не мог обрести себя в новой команде. И лишь с приходом в «Зенит» тренера Юрия Морозова раскрылся, раззабивался. Лучший бомбардир «Зенита» в Кубке Интертото 2000 года, три года подряд (1999-2001) лучший сезонный бомбардир команды, любимец болельщиков «Зенита» рубежа веков начал активно набирать «зачётные» баллы для Клуба 50.
Но вступить в него так и не сумел – врождённая кардиологическая болезнь заставила его завершить карьеру в возрасте 29 лет. Нет сомнений, что не будь этой напасти, Попович отыграл бы в Петербурге ещё не один год, и членом Клуба 50 непременно бы стал.
Николай Рязанов – 40 голов (1957 – 1967)
Одно из самых ярких явлений в истории «Зенита», любимец ленинградских трибун первой половины 1960-х, мотор и мозг команды времён тренера Евгения Елисеева. Виртуозно техничный и изобретательный, с выраженным футбольным интеллектом, Рязанов больше концентрировался на диспетчерских функциях, являясь отличным «подносчиком снарядов» для бомбардира Бурчалкина, с которым составлял грозную пару центральных нападающих. Но при этом и бомбардирские обязанности исполнял исправно.
И всё же до заветной цифры 50 Рязанов так и не добрался. Многочисленные нарушения спортивного режима приводили его к нередким пропускам матчей и дисквалификациям, а в возрасте 28 лет решением Федерации футбола СССР Николай Рязанов в связи с пресловутым «делом Севидова» был дисквалифицирован пожизненно с лишением звания мастера спорта СССР и запретом выступлений за команды высшей лиги.
Дмитрий Догановский.