www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

28
марта
архив

Капитаны «Зенита». Часть 8 - годы 2000-е.


В новое тысячелетие петербургский «Зенит», ещё недавно отчаянно боровшийся за выживание в пучине первой лиги, вступал в ранге обладателя Кубка России и с репутацией одной из самых перспективных команд российского футбола. И, надо отметить, репутацию эту начал планомерно подтверждать. В третий раз вернувшийся в «Зенит» мэтр отечественного футбола Юрий Морозов начал строительство и своей очередной команды.

21052015

 

Отдадим должное опытнейшему тренеру. В противовес укоренившемуся мнению, его новый «Зенит» вовсе не был тем пресловутым «детским садом», каким его нередко пытаются изобразить ныне. Два-три практически непременных 18-20-летних юниора в каждом матче играли в окружении многоопытных, умелых футболистов, и именно они, собственно, и ковали победы той команды, вели игру, своим примером уча и воспитывая своих юных партнёров. А для такой команды и капитан нужен соответствующий: уже немало повидавший и немало умеющий, авторитетный. Выбор мэтра пал на 25-летнего полузащитника Алексея Игонина, проводящего в составе «Зенита» уже 7-й сезон.


Алексей Игонин (2001 – 2003)


kapitan igoninЗа прошедшие со своего дебюта в «Зените» 6 лет Игонин успел из нескладного юнца с неясными футбольными перспективами превратиться в одного и ключевых игроков команды, столпа зенитовской обороны. И в списках 33-х лучших игроков сезона он уже побывал, и в сборной России поиграл, и кубок России в руках подержал, и даже тренеров московского «Спартака» сумел заинтересовать, что в те годы являлось неким знаком качества, показателем класса игрока. При этом, в команде Игонин пользовался устойчивым авторитетом, являясь настоящим образом трудолюбия, ответственности и самоотдачи. В общем, для Морозова капитан едва ли не идеальный.


Правда, такой выбор тренеров и футболистов вызвал тогда изрядное удивление среди болельщиков. Нет, конечно, отношение к Игонину и на трибунах всегда было уважительным – беззаветная работоспособность и отчаянная самоотверженность давно сделали Алексея любимцем «Петровского». И всё же после капитанства в предыдущем году харизматичного и эмоционального Кобелева, способного не закрывать рта на протяжении всего матча, подсказывающего, подгоняющего, направляющего, и даже устраивающего прямо посреди игры громогласные разносы своим нерадивым партнёрам, кандидатура нового капитана, спокойного, невозмутимого молчуна Игонина, выглядела несколько неожиданной.


Впрочем, такого рода капитаны, авторитетные, но неконфликтные, были обычны для команд тренера Морозова. Ему и не нужны были на этой должности яркие харизматики, лидеры с непростыми характерами и бешеными амбициями. Лидером, организатором и вдохновителем в команде был он сам, а потому капитанами при нём в «Зените» обычно были основательные, уравновешенные и предельно дисциплинированные Голубев, Давыдов, Игонин... Именно с капитаном Игониным «Зенит» завоевал первые российские медали – бронзу 2001 года. Именно с ним в следующем году дошёл и до финала Кубка России...


Правда, самоотверженность и даже рисковость Игонина в игре, кроме безусловной пользы команде, имели и обратную сторону, приводя к частым травмам, которые выбивали его из строя, порой, на длительное время. Вот и в середине 2002-го Игонин получил очередную травму, лечить которую ему пришлось более полугода. За это время в «Зените» сменился тренер, сменилась добрая половина состава, в новой команде зримо проявился и новый харизматичный лидер, который вскоре надел и капитанскую повязку. Вписаться в новую игру Игонин не сумел, да и от последствий травмы никак восстановиться не мог, и в конце 2003 года покинул «Зенит» в связи с окончанием срока контракта.


Владислав Радимов (2003 – 2006)


kapitan radimovВоспитанник ленинградского футбола Владислав Радимов за предыдущий десяток лет немало поколесил по белу свету. И вернулся в родной город игроком многоопытным, много повидавшим и много испытавшим. Именно он в 2003 году и сменил Игонина на капитанском мостике «Зенита».


И вновь с капитаном получилось попадание в десятку. Взрывной, эмоциональный, порой даже несколько истеричный, Радимов не только идеально вписался в куражистый, импульсивный, азартный «Зенит» Петржелы, но и стал, своего рода, лицом команды, настоящим её олицетворением, её душой, стержнем не только в игре, но и за пределами поля. Немало помотавшись по белу свету, познав и славу, и забвение, поиграв в разных командах и в разных странах, набравшись бесценного опыта, как игрового, так и житейского, харизматичный Радимов быстро стал в команде настоящим лидером, вожаком. Многочисленная зенитовская молодёжь тянулась за ним, доверяла ему – в то же время, несмотря на разницу в возрасте со многими своими партнёрами, поставил себя Владислав в коллективе не этаким дядькой-наставником, а первым среди равных.


А потому, когда осенью 2003 года капитанская повязка окончательно перекочевала от плотно осевшего на скамейке запасных Игонина именно к Радимову, это было воспринято всеми, как естественный и даже ожидаемый факт – кто, как не он. И тренер «Зенита» Властимил Петржела после серебряного сезона, не выделяя никого из игроков, справедливо полагая, что успеха добилась именно Команда, всё же не удержался: «Очень хорошо, что в этой команде играет Радимов, мой большой помощник».


На трибунах капитана тоже любили, хотя порой и ругали нещадно за невыдержанность и сверхэмоциональность на поле, из-за чего предупреждений и удалений с последующими дисквалификациями вовсе не грубый футболист Радимов получал просто неимоверное количество. Подкупало его неравнодушие, его искренняя заинтересованность в судьбе команды. В отличие от многих других капитанов, он не сводил свою роль лишь к выбору ворот перед началом матча – он жил с командой одной жизнью, он болел за неё, за её успехи, он чувствовал свою за неё ответственность. Безусловно осознавал его важность для команды и тренер. Будучи сам человеком эмоциональным, возбудимым, взрывным, Петржела понимал, что перевоспитывать эту неуравновешенную натуру – опасно. Что, сломав свой характер, Владислав может потерять и свой дух, свой кураж, свой «драйв». А это может навредить команде и её игре куда больше, чем последствия его эмоциональных выплесков на поле. А потому, неоднократно публично высказывая недовольство очередным закидоном капитана, тренер всё равно обычно вставал на его защиту, заявляя, что надо принимать Радимова таким, каков он есть.


Вплоть до смены на тренерском мостике Радимов оставался ключевым, наиважнейшим игроком команды. Всё изменилось в тот момент, когда «Зенит» в середине 2006-го возглавил голландский тренер Дик Адвокат. В его жёстких тактических конструкциях плеймейкер, свободный художник, был не предусмотрен. Другого же применения Радимову новый тренер найти никак не мог, а потому всё чаще капитан и ещё недавно ключевой игрок оставался на лавке, вскоре осев на ней окончательно. Стремительно разбогатевший с приходом новых хозяев «Зенит» быстро менялся, менялся до неузнаваемости. В команде появились новые лидеры, на ведущие роли выходила не только вошедшая в самый что ни на есть золотой возраст морозовско-петржеловская молодёжь, но и один за другим появляющиеся дорогостоящие новички-легионеры, которые стали оказывать и на игру, и на обстановку внутри коллектива всё большее влияние.


Отношения в клубе постепенно становились жёстче, отстранённее, «профессиональнее», а общение в раздевалке на английском, причём, не только тренера с игроками, но и между самими футболистами, становилось всё более привычным и естественным. «Зенит» Радимова заканчивался, уходил, ему на смену шёл «Зенит» другой, новый. Лучше, хуже – тогда этого ещё никто не знал. Но уже было ясно: в этом новом «Зените» места для его капитана нет. И когда в начале 2007 года Адвокат, воспользовавшись случаем, лишил Радимова капитанской повязки, которая, короткое время побывав в распоряжении нападающего Андрея Аршавина и норвежского защитника Эрика Хагена, утвердилась-таки на рукаве нового лидера команды Анатолия Тимощука, этому вряд ли кто сильно удивился.


Анатолий Тимощук (2007 – 2009)


kapitan timoshyukЕщё один капитан «Зенита», которого смело можно назвать символом – символом первого российского золота и первых успехов на международной арене. В своё время трансфер этого игрока буквально взорвал российский футбол. Прежде всего, заплаченной за экс-капитана донецкого «Шахтёра» и сборной Украины суммой. Обсуждение этой сделки велось долго, активно, порой даже агрессивно – многим такая «щедрость» нового владельца «Зенита» была по разным причинам не по душе. Особенно усердствовали в осуждающих эпитетах представители одного из столичных клубов, которые сами в своё время затратили на покупку игрока сборной Португалии сумму ещё бóльшую, но с ним откровенно прогорели...


Как бы там ни было, а затраченные на него деньги Тимощук вернул «Зениту» с лихвой. Образец истинно профессионального отношения к делу, человек ответственный, дисциплинированный и выдержанный, он быстро выдвинулся в новой команде в лидеры. Даже капризные местные зенитовские примы признали право новичка на верховенство в команде, которую они давно уже считали едва ли не своей вотчиной. Профессионализм, безусловный класс и харизматичность нового капитана подкупали. Он не просто требовал от своих партнёров такой же беззаветной самоотдачи и работоспособности в игре и на тренировках, но и сам являл собой ярчайший образец для подражания в этом. И справедливо, что именно с таким капитаном «Зенит» добился не только первой победы в чемпионате России, вклад в которую Тимощука смело можно назвать решающим, но и первых побед на европейском уровне. Вновь, как за десять лет до того его земляк Юрий Вернидуб, он сумел объединить собранный из лоскутов (хотя и несравненно более высокого класса) «Зенит» в единый коллектив, и повести его за собой к большим свершениям.


И неудивительно, что как только Тимощук засобирался из «Зенита» уходить («на повышение» в мюнхенскую «Баварию»), так сразу этот «лоскутный» коллектив начал стремительно распадаться. Ничто уже не держало этих игроков вместе, пропало то фактически единственное объединяющее их начало, и ещё сравнительно недавно победоносная команда рассыпалась буквально за полгода. А пришедшему в неё новому тренеру Лучано Спаллетти пришлось приложить немало сил, чтобы как-то собрать эти осколки в единый кулак и сделать из них боеспособный коллектив. Но это уже совсем другая история.



Дмитрий Догановский.


Предыдущие части:
Часть 1: довоенные годы
Часть 2: годы 1940-е
Часть 3: годы 1950-е
Часть 4: годы 1960-е
Часть 5: годы 1970-е
Часть 6: годы 1980-е
Часть 7: годы 1990-е