www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

26
апреля
архив

Сегодня юбилей – 70 лет исполняется кумиру ленинградских трибун, нападающему «Зенита» 1970-х Георгию Хромченкову


Карьера Георгия Хромченкова, как ни посмотри, оставляет двойственное ощущение. С одной стороны, более 100 голов, забитые им за команды мастеров – достижение серьёзное. И фамилия этого игрока в первой половине 1970-х годов постоянно была на слуху, да и позже завсегдатаи трибун вспоминали его нередко. И начинал он многообещающе, в первом же полноценном сезоне в основе «Зенита» убедительно подтвердив свои бомбардирские таланты, о которых вот уже несколько лет подряд неустанно твердили тренеры зенитовского дубля.


15032020

 

С другой стороны, столь ожидаемого «продолжения» не последовало, и ярко стартовав, впоследствии форвард как-то стушевался, ушёл в тень, да так и не раскрылся по-настоящему. Потому и бóльшая часть его сотни голов забита в командах низших дивизионов


А ведь, казалось, обладал Хромченков отличным набором футбольных качеств: быстрый, напористый, с отличной стартовой и дистанционной скоростью, замечательно техничный и координированный. Он не слишком охотно принимал участие в комбинационной игре, нередко предпочитая индивидуальные действия, зато впечатляли его зрелищные прорывы, когда, получив мяч, он стремительно летел по своему левому флангу, финтами разбрасывая по сторонам наседающих защитников, вырывался на ударную позицию и от души лупил по углам ворот. Удар имел добротный, прицельный, с обеих ног, и даже порой заигрываясь с мячом, он всё равно был непременно нацелен только вперёд, к воротам. В дубле юный Хромченков три года подряд числился главным забивалой, а потому от него и в основе ждали подвигов. И в 1972-м он эти ожидания вполне оправдал.


Многого ждали в том году и от самого «Зенита» – несмотря на невысокое место, занятое в предыдущем чемпионате, в отдельных матчах команда показала вполне зрелый и содержательный футбол, настроив своих болельщиков на оптимистический лад: в следующем году всё непременно должно быть лучше. Правда, перед началом сезона были изрядные опасения по поводу атаки. Обладая отличной, слаженной обороной, опытной и стабильной линией полузащиты, в нападении «Зенит» не имел, казалось, ярких и забивных игроков. Потерял доверие тренеров таранный форвард Владимир Гончаров, явно сбавил в атакующей мощи хитроумный Борис Кох, постепенно перекочевал в дублирующий состав стареющий Лев, 33-летний Бурчалкин. Пришедшим же им на смену молодым нападающим не хватало главного – опыта. Было, отчего волноваться болельщикам «Зенита». Однако опасения эти оказались напрасны: молодёжная пара 22-летних Хромченкова и Зинченко уверенно взвалила на себя лидерское бремя и вдвоём наколотила почти половину всех голов команды в том чемпионате.


Отличился Хромченков и, так сказать, в индивидуальном плане. В прежние годы, за всё время выступлений «Зенита» в чемпионатах СССР зенитовские бомбардиры ни разу реально не претендовали на звание лучшего бомбардира сезона. Даже в 1950-м, когда разошедшийся не на шутку Анатолий Коротков впервые в клубной истории превзошёл отметку в 20 забитых за чемпионат голов, реальным претендентом на итоговую победу в споре снайперов он никак не являлся. Ведь тогда же блистал спартаковец Никита Симонян, установивший свой великолепный рекорд в 34 гола, и задолго до финиша чётко давший понять, что в этом году конкурентов среди бомбардиров у него нет.


И вот 22 года спустя Георгий Хромченков смело бросил вызов признанным голеадорам отечественного футбола, в первых же трёх матчах чемпионата забив три гола. Брошенную зенитовцем «перчатку» подняли сразу несколько игроков, и завертелось... Вообще, борьба за первенство среди бомбардиров в том году развернулась нешуточная: на протяжении всего сезона в ней с примерно одинаковыми шансами на конечный успех принимало участие от пяти до восьми футболистов. В их числе непременно был и Хромченков.


Нет, за весь сезон, кроме нескольких стартовых туров, он ни разу единолично не возглавлял список бомбардиров, практически неизменно отставая от лидера на один-два гола. Но в числе самых результативных присутствовал постоянно, шансов на конечный успех не терял до самого конца чемпионата, что для Ленинграда, не избалованного в прежние годы даже такими успехами, было настоящим откровением. Да и подкупала игра Хромченкова, продемонстрированная им в лучших матчах сезона: яркая, напористая, с выдумкой и неистощимым азартом.


Однако растянувшаяся почти на два месяца летняя безвыигрышная серия «Зенита» сказалась и на игре форварда. А, может, и наоборот – спотыкание команды было прямым следствием снижения качества игры её главного бомбардира. Но эта затянувшаяся безголевая серия Хромченкова, очевидно, и не позволила ему, в конце концов, возглавить список лучших бомбардиров, и даже «поправив прицел» во второй половине чемпионата, догнать оторвавшихся конкурентов зенитовец так и не смог, финишировав лишь третьим.


И всё же дерзкий вызов форварда не прошёл в Ленинграде незамеченным, сезон он закончил героем и безусловным кумиром болельщиков. Да и мощно выстрелившая в конце чемпионата команда (четыре подряд победы с общим счётом 17:2) вновь заставила обратить на себя внимание. «Запоминается последняя фраза», — утверждал известный литературный персонаж и был прав: многим «Зенит» 1972-го запомнился, прежде всего, этими впечатляющим финишем. Дублем в последнем матче сезона отсалютовал и Хромченков, и тоже запомнился.


На следующий год и от «Зенита», и от его ведущего форварда ждали новых подвигов. Однако смена тренера так и не дала возможности оценить, на что действительно была способна команда, выдавшая столь щедрый аванс в конце прошлого сезона. Новый тренер Герман Зонин немедленно начал её перестройку под своё видение футбола, и вскоре от команды Горянского не осталось и следа. Канули в прошлое замысловатые многоходовые комбинации, игра стала активнее и напористее, но при этом заметно проще, прямолинейнее.


Не заладились дела и у Хромченкова: в стартовых матчах он был лишь бледной тенью самого себя, ни разу не поразив ворота соперника, а затем получил травму и выбыл из строя почти до конца сезона. Несколько последующих выходов на замену так и не прибавили к его лицевому счёту за весь чемпионат ни одного забитого гола.


Немногим лучше начался для Георгия и следующий год. Вновь мяч в ворота не идёт, и к концу первого круга на его счету всего один-единственный гол, и серьёзные сомнения в праве на место в основном составе. Явно утратил форвард некую психологическую устойчивость, уверенность в своих силах. Если игра у него «шла» с начала матча, то он был способен «накрутить» любого соперника, и быстрым оборачивался, и умелым, и решительным... Но если же что-то не получалось – всё, игрок вставал на весь матч, лишь обозначая своё присутствие на поле. А когда стоял лидер атаки, то и игра команды становилась пресной и беззубой. Забивать он, правда, продолжал, но изредка, от случая к случаю, даже отдалённо не напоминая себя прежнего. Причём, в межсезонных тренировочных и весенних кубковых матчах играл Хромченков уверенно, результативно, но как только начинался чемпионат, — вся его удаль куда-то пропадала, голы становились редкостью и забивались с большим трудом.


Так продолжалось из года в год, питерский болельщик недоумённо разводил руками, каждый новый сезон встречая с надеждой увидеть того, прежнего Хромченкова — быстрого, напористого, забивного. А вместо него в 1976 году заблистал Александр Маркин, ну, а Хромченков и вовсе потерялся. И в конце того года тренер Зонин со спокойной совестью расстался с явно сбившим прицел форвардом: за последние четыре года голов в чемпионате он забил меньше, чем за один 1972-й.


Следующий год футболист начал в ленинградском «Динамо» - военкомат не дремал, ведь спортсмену вот-вот должно было исполниться «предельные» для призыва 27 лет... Во второй команде города Георгий сумел напомнить о себе, как о бомбардире, но это была, всё-таки, лишь первая лига. Доигрывал в череповецкой «Северстали», также блистая там незаурядной результативностью. Но это была уже вторая лига...


Не слишком однозначная карьера, пожалуй. Всё же, ожидали от Хромченкова тогда, после 1972-го, много большего. Но был, был у него и звёздный час, тот, благодаря которому болельщики на протяжении ещё многих лет с благодарностью вспоминали этого игрока — первого, кто после смутных 1960-х дал понять: «Зенит» жив, ещё не всё потеряно!


Всего за «Зенит» в 1969 – 1976 гг. Георгий Хромченков сыграл 158 матчей, забил 33 гола.
В списках 33-х лучших - № 3 (1972).
Лучший бомбардир в истории зенитовского дубля — 43 гола.


Дмитрий Догановский