23 декабря 1962 года – 1-й матч турне «Зенита» по Турции. «Галатасарай» (Стамбул) – «Зенит»
В самом конце 1962 года «Зенит», выйдя из отпуска, для проведения серии тренировочно- товарищеских матчей впервые выехал в соседнюю Турцию. И выбор соперников для зенитовцев в этом недельном турне оказался более чем примечательным. Это была «большая тройка» турецкого футбола, стамбульские клубы «Галатасарай», «Бешикташ» и «Фенербахче» – именно они в те годы (да, собственно, в остальные годы тоже) поочерёдно сменяли друг друга в звании чемпиона страны. В указанном порядке расположились они и по итогам прошедшего сезона 1961/62, и по завершении турецкого сезона текущего, 1962/63. Разве что «Бешикташ» с «Фенербахче» поменялись местами. Дополнена эта троица в турне была клубом «Генчлербирлиги» из Анкары, достижения которого на национальном уровне куда скромнее, но именно с ним зенитовцы выдали самый захватывающий матч. Впрочем, не будем забегать вперёд.
«Зенит» отправился в Турцию далеко не в самом боевом составе – в частности, отсутствовали игроки олимпийской сборной СССР Лев Бурчалкин, Станислав Завидонов и Василий Данилов, в это же время гастролировавшие со сборной по Южной Америке. «Невыездным» после прошлогодних «художеств» вне футбольного поля стал Анатолий Дергачёв. Образовавшиеся «дыры» в составе было решено заполнить игроками московского «Спартака», но в последний момент выяснилось, что по разным причинам поехать не смогут и они. В итоге в Турцию выехало лишь 14 зенитовцев, в том числе несколько дублёров, и единственный спартаковец, защитник Валерий Дикарёв.
Сразу по приезду в Анкару, в советском посольстве руководители зенитовской делегации получили изрядную «накрутку». Как раз в эти годы произошло заметное охлаждение во взаимоотношениях СССР и Турции, а потому от «Зенита», дабы не ударить в грязь лицом, категорически потребовали ни в коем случае хотя бы не проиграть первый матч турне, на котором должны были присутствовать многие представители руководства Турции. Задача была непроста: ведь, кроме уже перечисленных больших проблем с составом и игровой практикой, была и ещё одна сложность – первым соперником «Зенита» должен был стать лидер турецкого футбола, действующий и будущий чемпион Турции «Галатасарай».
В итоге зенитовцы не только выполнили, но и перевыполнили пожелания советских дипломатов. Да, турецкий футбол в те годы котировался не слишком высоко, но всё же чемпион – есть чемпион. Игра получилась быстрой, обоюдоострой. Зенитовцы явно превосходили турок в скорости как перемещений, так и принятия игровых решений, зато те были безусловно сильны в построении обороны. Да и головой играли намного продуктивнее. А потому весь матч зенитовцы без особых успехов тыркались в эшелонированные оборонительные порядки турок, а те отвечали резкими контратаками с непременными навесами на зенитовскую штрафную.
И всё же, в конце концов, ленинградцам удалось «раскачать» защитников соперника, и стремительная «трёхходовка» Соловьёв – Храповицкий – Рязанов завершилась взятием ворот «Галатасарая». Шла 89-я минута матча... В повисшей над переполненным 25-тысячным стадионом гробовой тишине слышны были лишь восторженные вопли представителей советского посольства, которые после матча заявили, что их всё устроило, и дальнейшие результаты турне их уже не волнуют. 1:0 – с таким счётом «Зенит» победил чемпиона.