www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

20
апреля
архив


29 октября 1984 года – «Зенит» в 1/8 финала Кубка СССР обыграл с крупным счётом московский «Спартак»



Стартовым составом, выставленным на гостевой матч с принципиальным соперником «Спартаком», тренер «Зенита» Павел Садырин изрядно удивил всех. В нём не нашлось места лучшим бомбардирам команды Юрию Желудкову и Владимиру Клементьеву. А линию защиты иначе как экспериментальной и вовсе не назвать: ни Алексея Степанова, ни Владимира Долгополова, ни Анатолия Давыдова – а вместо них вечный игрок «под основой» Геннадий Тимофеев, а также два номинальных полузащитника Аркадий Афанасьев и Дмитрий Баранник, занявшие места в центре и на левом фланге обороны, соответственно. Чем это было вызвано? То ли Садырин перед решающими матчами чемпионата страны, в котором «Зенит», кстати, уверенно лидировал, решил дать отдохнуть лидерам команды и, учитывая имя соперника, скорее всего, принести Кубок в жертву результату в первенстве? Или же был настолько уверен в своей команде, что посчитал, что и без половины основного состава она способна победить в Москве «Спартак»? Кто знает... Но результат этой кубковой встречи оказался крайне неожиданным.


Спартаковцы же, напротив, вышли в самом что ни на есть боевом составе – Константин Бесков дал отдохнуть лишь Фёдору Черенкову, выставив вместо него на игру будущего известного своей одиозностью арбитра Альмира Каюмова. Остальные все были в строю: и будущий футбольный эксперт, а в те годы защитник Александр Бубнов; и будущие генеральные директоры «Спартака», а тогда ведущие игроки команды, полузащитник Сергей Шавло и нападающий Сергей Родионов, и будущий лучший вратарь мира 1988 года Ринат Дасаев, а также Гаврилов, Поздняков, Морозов... В общем, вся основа красно-белых того сезона.


И начало матча показало, что москвичи настроены серьёзно: с первых же минут они обрушили на экспериментальную оборону «Зенита» вал атак. Однако зенитовцы отбились без больших проблем, и вскоре сами добились успеха. После затяжной атаки мяч оказался у Валерия Брошина, который из-за пределов штрафной нанёс удар в нижний угол. Удар особо сильным назвать никак нельзя, мяч стелился по траве и Дасаев правильно полетел в нужный угол, но... Коснувшись его рук, мяч вдруг резко скакнул вверх и в результате влетел в ворота чуть ли не под перекладину. Дасаев долго ещё сидел на траве, ошеломлённо глядя на свои неловкие руки... Игра пошла повеселее, скорости возросли. Но опасных моментов у ворот «Зенита» по-прежнему практически не возникало.


Во втором же тайме у москвичей была реальная возможность сравнять счёт: Гаврилов вышел один на один с Михаилом Бирюковым, но в невероятной сумятице, возникшей у своих ворот, зенитовцы сумели отбиться. А в стремительной контратаке показали спартаковцам, как на самом деле надо реализовать подобные выходы. И вновь героем момента стал Брошин, пройдя, как нож в масло, сквозь оборону «Спартака» по центру, он вывалился на рандеву с Дасаевым. Вратарь сумел мяч отбить, но вторым темпом набежавший Борис Чухлов добил его в ворота. 2:0.


После этого москвичи заметно скисли: похоже, они поняли, что в этой игре им вновь ловить нечего. Понял это и Садырин, произведя замены и дав поиграться игрокам основы: на поле вышли защитник Давыдов и нападающий Клементьев. Они и поигрались: Давыдов наглухо закрыл левый фланг, через который спартаковцы всё время тревожили оборону «Зенита», а Клементьев сделал счёт и вовсе неприличным, отличным ударом заставив вратаря сборной СССР в третий раз вынуть мяч из сетки.


3:0 в Москве – и «Зенит» проследовал в 1/4 финала Кубка СССР. А заодно зарядившись верой в успех в чемпионате, так же ещё раз показав своему главному конкуренту по чемпионату, что на финишной прямой у него нет никаких шансов. Так оно, собственно, и случилось.