www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

29
марта
архив

Александр Горшков – Легенда «Зенита» нового времени


Сказать, что Александр Горшков просто оставил след в истории «Зенита» – фактически не сказать ничего. А ведь, казалось, ну что такого особенного успеет показать малоизвестный 27-летний футболист, перешедший в разгар сезона из одной команды-середняка в другую? Да ещё и подписавший первый с ней контракт всего на год? Тем не менее, не прошло и этого года, как взыскательная петербургская публика сполна оценила несомненные игровые и человеческие достоинства новичка. А если учесть, что последний матч за «Зенит» Горшков провёл аж одиннадцать лет спустя, то неудивительно, что к тому времени почти сразу появившиеся на трибунах симпатии к нему успели перерасти во всеобщую любовь и настоящее почитание.


gorschkov 1

 

Уроженец Луганской области, плодороднейшего футбольного края, до появления в «Зените» Александр Горшков поиграл в доброй полудюжине украинских клубов, а с одесским «Черноморцем» дважды стал вице-чемпионом Украины. В 1996-м перебрался в Россию, в выступавшую в те годы в высшей лиге сочинскую «Жемчужину». На берегу Чёрного моря футболист чувствовал себя вполне комфортно, сразу выдвинувшись в лидеры этого звёзд с неба не хватающего коллектива, и, казалось, в беспроблемном курортном Сочи он осядет прочно и надолго. Однако судьба приготовила ему более тернистый, но и куда более славный футбольный путь – через год Александр Горшков появился в Петербурге.


В межсезонье 1996/97 «Зенит» по известным причинам получил серьёзнейшие проблемы с составом. В том числе, и в середине поля – покинул Петербург, перебравшись в ЦСКА, опытный полузащитник Хомуха, заметно сдали в высшей лиге недавние лидеры команды Зазулин и Олег Дмитриев... Равноценной замены этим игрокам не было, а потому, с большим трудом отыграв первую половину чемпионата 1997 года и оказавшись к концу первого круга в опасной близости от группы аутсайдеров, «Зенит» с открытием летнего трансферного окна спешно начал укреплять ряды.


Внимание Бышовца полузащитник «Жемчужины» Александр Горшков привлёк ещё в матче первого круга в Сочи, в котором он буквально затерзал оборону петербуржцев, не только ведя игру своей команды, но и активно отрабатывая в защите, да ещё и забив победный для сочинцев гол. Такого игрока в центре поля «Зениту» остро не хватало, а потому за лидера «Жемчужины» взялись серьёзно – переговоры с футболистом вёл лично президент Виталий Мутко, специально летавший для этого в Сочи. Как Виталий Леонтьевич умел уговаривать и убеждать, хорошо известно, а потому уже в июле 1997 года Александр Горшков впервые вышел на поле в зенитовской форме.


Сходу «расплатившись по долгам» со своей новой командой (забив во втором круге гол уже «Жемчужине»), Горшков, отыграв за «Зенит» всего половину сезона, тем не менее, успел стать лучшим бомбардиром команды. Благодаря ему в середине поля появилась мысль, возросли командные скорости, действия в атаке стали разнообразнее... «Зенит» потихоньку преодолел кризис первой половины 1997-го, и роль новичка в этом несомненна.


Но всё же, Бышовец оставался недоволен: в его понимании для чистого диспетчера Александру не хватало определённой тонкости в ходах, филигранности паса и умения просчитать игру на несколько ходов вперёд. Всё это Горшков умел, но не таким представлял себе плеймейкера своей команды придирчивый Анатолий Фёдорович. Успокоился он лишь когда в «Зените» появился молдавский футболист Александр Куртиян, который сходу прибрал все нити игры в свои руки, и за центр тренер мог больше особо не беспокоиться.


Но встал вопрос о месте в основе для неудавшегося диспетчера Горшкова. Придумать наилучшее применение для него Бышовец не сумел, а потому почти весь сезон 1998 года Александр играл на подхвате, на заменах, и даже подумывал покинуть «Зенит», в котором так и не нашёл себе места.


gorschkov 2


Спасительной для него стала смена на тренерском мостике: новый тренер Анатолий Давыдов перестал требовать от Горшкова чистого дирижирования, и игра футболиста сразу расцвела. Предоставив новому плеймейкеру Кобелеву ведение игры, он взвалил на себя всю черновую работу, страхуя, подчищая, прессингуя, подыгрывая, отрабатывая по всему полю, успевая принять участие и в обороне, и в организации атак, и в их завершении. И в этом преуспел. Именно эта пара опытных полузащитников Кобелев – Горшков составила мощный креативный кулак «Зенита» в середине поля, о котором в те годы могли мечтать едва ли не все тренеры российской высшей лиги.


Горшков поражал невероятной работоспособностью и подлинной вездесущностью. Вот он прерывает опасную атаку непосредственно у своей штрафной, а спустя какие-то мгновения уже наносит удар по воротам противоположным. Вот он рвётся вперёд по правому краю, а вскоре стелется в подкате на левом. Все 90 минут футболист находился в непрерывном движении, его длинные, жилистые ноги-ходули неустанно носили его по всему полю от ворот до ворот, и от бровки до бровки. При этом, действия Горшкова не были суетливыми, играл он рационально и рассудительно, без лишних движений, за матч проделывая такой объём внешне не слишком приметной, но чрезвычайно важной работы, что если бы в российском футболе существовал приз «Самому полезному игроку», Александр ежегодно становился бы одним из главных претендентов на него.


Он не был игроком жёстким, хотя в единоборствах был напорист и неуступчив, атакуя соперника плотно, агрессивно, но при этом обычно умудряясь оставаться в рамках правил. Он был открыт и честен, и понятие «грязная игра» - это не про Горшкова. Настоящий джентльмен на поле и в жизни, игрок очень «командный» и неэгоистичный, он даже на стороннего наблюдателя производил впечатление человека, на которого всегда и во всём можно положиться, который не подведёт, и для блага общего дела готов на многое. Который, если за что-то берётся, то расшибётся в лепёшку, но сделает.


Даже в возрасте «далеко за 30» едва ли не в каждом матче Александр становился рекордсменом команды по наматываемому километражу, ни секунды не колеблясь, отважно стелился в подкатах, беззаветно летел за, казалось, безнадёжно уходящими мячами, а атаковал соперника с подлинно юношеским азартом и напором. Он ни на мгновение не расслаблялся, его невозможно было увидеть безучастно бродящим по полю, даже если мяч в этот момент находился далеко от него – он всё время был предельно собран и сосредоточен, постоянно стремясь занять наиболее удобную позицию, чтобы быть готовым в любую секунду, без промедлений включиться в игру.


При этом, нельзя назвать Горшкова обычным «таскальщиком рояля» - при необходимости он и сам мог сесть за инструмент и отлично исполнить любую партию. За свою долгую карьеру он отыграл на множестве позиций, начиная от атакующего полузащитника и даже второго форварда во времена Бышовца, и вплоть до всех возможных позиций защитника на закате карьеры. И везде был хорош, везде был на месте. Был Александр игроком универсальным, думающим, а потому иронично-уважительное определение, данное ему президентом Мутко, — «светлая голова» — всеми понималось правильно: речь шла не только о цвете его волос.


Удар имел сильный, прицельный, по воротам бил смело, без раздумий, с любой дистанции. Прекрасно играл головой – больше половины своих мячей Горшков забил именно со «второго этажа». Причём, тут понятие «второй этаж» можно применить лишь условно: если того требовала ситуация, он без раздумий бросался головой вперёд на летящий мяч, пластаясь параллельно земле в длинном полёте и вколачивал мяч в сетку, даже если тот летел всего на метровой высоте.


Всегда подчёркивая своё безусловное уважение к болельщикам, Горшков при этом никогда не заигрывал с трибунами, стремясь набрать вистов театральными жестами или показными эмоциями. Но почитанием среди любителей футбола пользовался практически безграничным и всеобщим, невзирая на их вкусы и пристрастия. А напрашивающуюся кличку «Горшок» на трибунах очень быстро вытеснило уважительно-свойское «Саша», произносившееся обычно с любовью, едва ли не с нежностью. И все вокруг сразу понимали, о каком именно Саше идёт речь.


gorschkov 3


Но в конце 2001 года начались проблемы: 31-летний ветеран почувствовал, что Морозов в продолжении сотрудничества с ним не очень заинтересован. Человек прямой, Горшков прямо вопрос и поставил: видит ли тренер его в основе в будущем году? Не менее прямой Морозов тоже ответил прямо, и Горшков был вынужден новый контракт с «Зенитом» не подписывать. Уезжал из Петербурга футболист с явной неохотой и грустью. За годы, проведённые в «Зените», он успел прикипеть к городу, полюбить его, обжиться, привыкнуть к бурлящим эмоциями, яростным трибунам «Петровского»... Всего этого он оказался лишённым, перебравшись в тихое, патриархальное подмосковное Раменское. Казалось, всё, карьера футболиста подходит к завершению, и по окончании двухгодичного контракта с «Сатурном» он со спокойной душой и чистой совестью сможет повесить бутсы на гвоздь, вполне удовлетворённый своей не такой уж и неприметной карьерой. В которой были и кубки, и медали, и любовь болельщиков, и выступления за далеко не самые заурядные команды двух стран.


Однако сам Горшков заканчивать вовсе не собирался. В «Сатурне» он быстро стал столь же важным, ключевым игроком, каковым был в «Зените», с тем же беззаветным трудолюбием отрабатывая в каждом матче и демонстрируя отменную для своего возраста физическую форму. Вскоре он стал капитаном команды, немногочисленные болельщики из Раменского по достоинству оценили мастерство игрока, а тренеры не уставали расточать комплименты своему лидеру.


Более того, в 2003 году на 33-летнего ветерана обратил внимание тренер сборной Украины Леонид Буряк. И не только обратил, но и вызвал в расположение команды. И не просто вызвал, но и доверил ему место в основе в ответственейшем отборочном матче к чемпионату Европы 2004 года со сборной Испании. И Горшков сполна оправдал доверие тренера, дебют самого возрастного новичка в истории украинской сборной вышел на славу. Отработал он, как обычно, на совесть, а в самом конце встречи немыслимым ударом слёта метров с 25 послал мяч в ворота знаменитого Икера Касильяса, сравняв счёт в проигранном, было, украинцами матче. В следующем же матче за сборную Горшков забил ещё один гол, отличным ударом головой под перекладину огорчив своего давнего партнёра по «Зениту», вратаря сборной Армении Романа Березовского. Тем самым подтвердив, что тот его успех во встрече с испанцами был не случайным, что украинцы ничуть не прогадали, доверив ему место в сборной.


Но на сам чемпионат Европы его команда попасть всё же не сумела, заняв третье место в отборочной группе. А после его окончания новый тренер сборной Украины Блохин затеял перестройку и от услуг 34-летнего футболиста отказался. Горшков воспринял это решение с пониманием и, казалось, все остались довольны, жизнь продолжалась.


Недовольными оставались лишь болельщики Петербурга – там Александра помнили и продолжали переживать уход своего любимца. Каждая встреча «Зенита» с «Сатурном», будь то дома или в гостях, начиналась своеобразным ритуалом: выход на поле Александра Горшкова встречался дружными аплодисментами петербургских болельщиков, скандированием его фамилии и криками: «Саша, возвращайся!» Футболист прижимал руки к сердцу, всем своим видом давая понять, что он готов, но не всё зависит от него... И, всё же, в конце концов, мечты сбылись. Новый тренер Властимил Петржела, уже имевший представление об игровых и человеческих достоинствах Александра, ещё перед началом своего первого сезона в «Зените» хотел вернуть ветерана. Тогда не сложилось. Но через год он просто настоял на возвращении Горшкова.


gorschkov 4


И как будто футболист и не уходил. Ничуть не испугавшись конкуренции в «самой быстрой команде российского футбола», ветеран сходу вписался в её игру, после первого же матча тренер особо выделил именно этого «новичка», и место в основе за Горшковым было забронировано. Привычно взвалив на себя всю черновую работу в середине поля, освободив от неё новую зенитовскую приму Радимова, страхуя безудержное петржеловское нападение, подчищая и отрабатывая за них в обороне, Александр вновь стал важнейшим и необходимым звеном в игре «Зенита». При этом, каждый новый сезон все ожидали, что уж он-то станет последним в карьере ветерана, а потому контракты с ним подписывались исключительно одногодичные. Однако очередной сезон заканчивался, а по его итогам Александр вновь и вновь оказывался в числе лучших. Один за другим сходили его ровесники из других клубов, те, которые, как и он, успели застать ещё союзные чемпионаты. Завершали карьеры и куда более молодые футболисты. Лишь зенитовец Александр Горшков оставался в строю, демонстрируя образец трудолюбия, ответственности и истинно профессионального отношения к своему делу.


Есть игроки, которые в солидном для футбола возрасте, когда их уже, было, начали списывать со счетов, вдруг расцветали, выдавая один-два отличных сезона, играя, как в юные годы, свежо, задорно, азартно. Такое случается порой, и про таких говорят: «К футболисту пришла вторая молодость». Про Горшкова, несмотря на его футбольное долголетие, такого никак не скажешь. Потому что не было у Александра периода угасания, после которого он вдруг «молодел», обращая на себя внимание неожиданно вернувшейся спортивной формой. Он играл стабильно, долгие годы держа одну и ту же высокую планку, не позволяя себе расслабляться, и в 30 оставаясь таким же молодым, как в 25, а в 35 не слишком уступая себе же тридцатилетнему.


Отношение на петербургских трибунах к нему переросло уже в подлинное преклонение, причём, без экзальтации и истерики, как это порой бывает, а по-настоящему серьёзное и всеобщее. И летом 2007 года на «Петровском» состоялась беспрецедентная акция, посвящённая десятилетнему юбилею первого матча Горшкова за «Зенит». На решётке фанатского сектора был вывешен приветственный баннер юбиляру, на самих трибунах зажглись файеры, сложившиеся в огромную цифру «88» (игровой номер Александра), и пять тысяч фанатов с виража подняли портреты своего кумира, которые загодя были напечатаны в популярнейшей в те годы стадионной газете «Петрович». И это было не просто признание заслуг, это было выражение самой настоящей любви и почтения – действующий футболист уже перешёл в разряд клубной легенды.


Последний матч на «Петровском» Александр Горшков провёл в мае 2008 года в ранге «старейшины» российской премьер-лиги. Примечательно, что этой игрой стал знаменитый полуфинальный матч розыгрыша Кубка УЕФА с мюнхенской «Баварией». В нём 38-летнему зенитовцу выпало противостоять восходящей звезде немецкого футбола Бастиану Швайнштайгеру, будущему капитану и лидеру непобедимой сборной Германии, который не только заметно превосходил Александра в скоростных данных и технике, но и был моложе его на 15 лет! Однако выбора не было: левый защитник Ким получил травму, и Горшков, как обычно, грудью прикрыл брешь в командных построениях, вынужденный выступать на непривычной для себя позиции.


Противостояние ветерана и звезды завершилось для многих неожиданно – Горшков полностью выключил из игры Швайни. Не помогли немцу ни его хвалёная скорость, ни техника, ни огромная разница в возрасте с Александром... За весь матч он не только не смог произвести ни одного более-менее внятного действия на поле, но даже хотя бы убежать от намертво прицепившегося к нему зенитовца. Лишившись лидера, засбоила и вся немецкая машина, в то время как петербуржцы один за другим заколотили в ворота Оливера Кана четыре безответных мяча. Оформив не только одну из самых ярких побед в клубной истории, но заодно и выход в финал Кубка УЕФА. Лучшего подарка уходящей Легенде от партнёров было трудно придумать.


gorschkov 5


И хотя сам Горшков заканчивать с футболом вовсе не стремился, ощущая, что ещё «не наигрался», но тренер Адвокат прямо заявил, что в дальнейшем на него не рассчитывает. А потому, взвесив все за и против, незадолго до своего 39-летия ветеран всё же объявил о завершении карьеры и перешёл на тренерскую работу в зенитовскую молодёжку.


Назвать звездой футбола в полном понимании этого слова Александра Горшкова трудно. Не был он ни записным бомбардиром, ни конструктором игры, не потрясал зрителей ни каскадами финтов, ни эффектными прорывами к воротам... В отличие от многих футболистов, он нечасто попадал на обложки модных журналов и в рекламные ролики и постеры, никогда не эпатировал публику через прессу или интернет скандальными откровениями о команде и клубе, ни словом не упрекал публично своих партнёров или тренеров, никогда ни на что не жаловался и не высказывал каких-то обид. Даже когда для недовольства или обиды у него были все основания. Он не разменивался на мелочи – он просто делал своё дело. И когда Горшков выходил на поле, болельщики знали: всё будет в порядке. Отработает Саша от и до, честно, на пределе сил, несмотря на настроение, на физическое состояние, на возраст... И отработает на высоком уровне. Потому что профи. Потому что иначе не умеет.


Он был честен перед футболом, и футбол в ответ наградил его высшими титулами, любовью болельщиков и долгим спортивным веком. А рецепт футбольного долголетия от Горшкова, который он неоднократно высказывал, таков: «Правильно относиться к себе, любить своё дело и полностью отдаваться игре». Просто? Просто. Но вот получалось так далеко не у всех. А у него получалось, и потому играл на высшем уровне Александр Горшков долго и полезно, потому был и любим, и ценим, и всеми уважаем.


Всего за «Зенит» в 1997 – 2001, 2004 – 2008 гг. Александр Горшков сыграл 253 матча, забил 30 голов.
Чемпион России 2007 г., обладатель Кубка России 1999 г. (первый обладатель обоих высших титулов в составе «Зенита»)
Бронзовый призёр чемпионата России 2001 г.
Обладатель Кубка УЕФА 2008 г.
Финалист Кубка Интертото 2000 г.
Лучший бомбардир «Зенита» в 1997 г. — 5 голов.
В списках 33-х лучших — №3 (1997, 1999, 2001)
Член Клуба Легенд «Зенита»»
За сборную России 2 матча
Заслуженный мастер спорта России (2010)


Дмитрий Догановский
Фото: fc-zenit.ru