www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

20
апреля
архив


В январе 1944 года блокада с Ленинграда была снята окончательно, и теперь уже ничто не могло помешать зенитовцам вернуться в родной город. И они вернулись – уже в марте некоторые из них принимают участие в проходящих в Ленинграде соревнованиях по хоккею с мячом. Постепенно в городе собираются все игроки «Зенита», как те, которые были эвакуированы за Волгу летом 1941-го, так и те, которые оставались в Ленинграде или покинули его позже – например, участники первых блокадных матчей Зябликов, Мишук, Смирнов, Лебедев и другие, которые уехали из города сразу после их проведения, летом 1942-го. Присоединился к «Зениту» его будущий капитан Иван Куренков, который оставался в городе и в 1943-м, став чемпионом Ленинграда в составе команды, зашифрованной, как «часть Быстрова». Вернулся из эвакуации, из Омска ветеран Алексей Ларионов...

09052017

 

Состав «Зенита», по сравнению с прошлогодним, которым команда участвовала в чемпионате Москвы, претерпел заметные изменения. Разумеется, остались в столице спартаковцы, наконец-то воссоединившиеся со своей родной командой. В Москве остался и тренер Квашнин, а «Зенит» вновь возглавил ленинградец Константин Лемешев. «Зенит» уже ленинградский, конечно, а не московский – тот-то сразу после отъезда ленинградцев на родину приказал долго жить. 

Была у команды и ещё одна потеря, серьёзная – остался в столице 30-летний Пётр Дементьев. Потеряв за годы войны и блокады почти всех своих близких, Пека в Ленинград возвратиться не смог, слишком больно было... В родной город он вернулся лишь пять лет спустя. И не в «Зенит», а вновь в своё «Динамо». Зато получили ленинградцы и неожиданное подкрепление – вместе с «Зенитом» в Ленинград уехал юный и тогда ещё никому не известный Сергей Сальников, будущая звезда советского футбола, будущий заслуженный мастер спорта СССР, будущий игрок сборной страны и обладатель многочисленных титулов, званий и наград.

История появления в «Зените» этого «правоверного» спартаковца весьма примечательна. Уроженец Краснодара, воспитанник московского «Спартака», 18-летний Сальников дневал и ночевал в спартаковской Тарасовке. Но с появлением в 1943 году в Болшево «Зенита» зачастил на тренировки ленинградцев, где завороженно наблюдал за виртуозной работой с мячом Петра Дементьева. Благо, от Тарасовки до Болшево было всего несколько километров напрямую. Над своими знаменитыми финтами Пека работал тщательно, часами, шлифовал их, придумывал и отрабатывал новые, оставаясь для этого на поле после тренировок и даже после матчей. Всё это время юный Сальников внимательно следил за работой мастера, пытался повторять за ним, копировать... Что, несомненно, помогло ему в будущем достичь всеобщего признания, как одного из самых техничных игроков в истории отечественного футбола. К слову, и сам футболист никогда этого не скрывал, прямо называя Дементьева своим учителем.

В общем, за это время Сальников настолько сдружился с игроками «Зенита», что начал принимать непосредственное участие в тренировках команды, а когда зенитовцы весной 1944-го засобирались домой, в Ленинград, недолго думая, махнул вместе с ними. В результате, выиграли и он, и его новая команда. Именно в «Зените», под руководством мудрого Лемешева талант Сальникова расцвёл всеми красками, а сам форвард стал лучшим бомбардиром и одним из главных героев зенитовского победного кубкового цикла 1944 года.

Весна 1944-го

Напомним, зенитовцы вернулись в Ленинград сразу после полного снятия блокады, в феврале-марте 1944 года. К тому времени в высшем футбольном руководстве СССР было принято решение о возобновлении розыгрышей чемпионатов страны, прерванных в июне 1941-го. Был даже свёрстан и утверждён календарь будущего турнира, начало которого планировалось на май 1944 года. Команды мастеров, которые должны были участвовать в нём, как в мирное время, отправились на южные тренировочные сборы – война войной, а готовиться к новому сезону надо по возможности полноценно. «Зенит» уехал в Сухуми.

Однако в апреле футбольные чиновники дали задний ход: состояние транспортных коммуникаций, тяжёлое финансовое состояние большинства команд, да и общая обстановка в полуразрушенной стране не давали возможности провести полноценный чемпионат с разъездами по городам. А потому было решено ограничиться более компактными по срокам проведения и географии игр кубковыми соревнованиями.

1944 1


«Зенит» - 1944


Турнирный путь «Зенита» к своему первому всесоюзному триумфу описан многократно. Причём, в отличие от блокадных матчей, «белых пятен» в нём не так много. Всё же, за первым официальным всесоюзным соревнованием по футболу внимательно следила вся советская пресса, отлично понимая, какая большая идеологическая роль отводится ему руководством страны. И матчи Кубка СССР 1944 года освещались на газетных страницах всесторонне и достаточно подробно. А потому мы не станем особо углубляться в перипетии самих матчей «Зенита», о которых можно написать целую книгу. Хотя, конечно, и полностью проигнорировать описание воистину героического пути ленинградцев к финалу Кубка мы не имеем право.

Кубок СССР 1944 года

Путь этот и на самом деле получился героическим. Судьба как будто испытывала «Зенит» на прочность, проверяла, насколько достойны ленинградцы своей победы. Пожалуй, из всех участников того розыгрыша именно у «Зенита» турнирная сетка оказалась самой сложной, соперники ему доставались самые сильные.

Уже первая встреча «Зенита» в 1/16 финала принесла сенсацию – на неимоверном кураже зенитовцы одолели один из сильнейших советских клубов 1930-50-х, московское «Динамо». Итоговый счёт мог стать и вовсе неприличным для трёхкратного на тот момент чемпиона СССР, если бы в самом конце матча зенитовский защитник Алексей Пшеничный пушечным ударом не вогнал бы мяч в... собственные ворота. Но и так: 3:1 – и «Зенит» в 1/8 финала.

На этой стадии ленинградцам противостояла команда «Динамо-2». Формально считающаяся московской, на самом деле она была составлена, в первую очередь, из эвакуированных в столицу игроков минского «Динамо». А потому во многих источниках её географическая принадлежность так и указывается – Минск. С другой стороны, минчане были щедро разбавлены опытными одноклубниками из Москвы, а также несколькими эвакуированными игроками из Харькова. В общем, команда эта, несмотря на свою некоторую разношёрстность, была весьма крепка, хороших игроков в её составе хватало, а тренировал её будущий тренер «Зенита» Евгений Елисеев. И «московские» минчане дали «Зениту» настоящий бой.

Первая игра, несмотря на некоторое преимущество ленинградцев, не выявила победителя – основное и дополнительное время закончилось со счётом 0:0. В те годы ещё не было практики послематчевых пенальти, а потому на следующий день состоялась переигровка. Вторая игра не стала изысканным футбольным зрелищем – усталые футболисты обеих команд едва таскали ноги, и теперь уже более опытные минчане имели заметное преимущество. Но отлично сыграл вратарь «Зенита» Леонид Иванов, а итог матча решил единственный гол, забитый 34-летним ветераном Алексеем Ларионовым. «Зенит» в четвертьфинале.

Матч 1/4 финала дал зенитовцам некоторую передышку. Их соперник, «Динамо» из Баку, выступавший в низших эшелонах советского футбола, серьёзных проблем ленинградцам не создал. «Зенит» играл размеренно, неторопливо, но всё равно имел ощутимое преимущество над быстрыми, техничными, но плохо организованными бакинцами. Игра закончилась минимальной победой «Зенита», что называется, «на классе»: прекрасно проведший матч бакинский вратарь Василий Девляшев всё-таки оказался бессилен после удара головой юного Сергея Сальникова, открывшего, таким образом, свой лицевой счёт в официальных матчах за команды мастеров. Таких голов у него впереди будет ещё много, почти полторы сотни.

А вот полуфинальная встреча Кубка-1944 вошла в историю «Зенита» не только как одна из самых драматичных, но и как рекордно длинная. Соперником ленинградцев стал очередной «гранд» довоенного советского футбола московский «Спартак». И матч с принципиальным противником сложился для «Зенита» очень непросто. Более часа игры прошли в жёсткой и практически равной борьбе, и лишь за 25 минут до конца основного времени Сальников красивым ударом через себя открыл счёт. Но спартаковцы почти сразу его сравняли, а затем вышли вперёд. И когда казалось, что всё для зенитовцев закончится печально, в свалке у ворот Николай Смирнов всё же умудряется вновь сделать счёт равным – до финального свистка оставалось всего две минуты. Дополнительное время голов не принесло (обе команды по одному разу в этом матче ещё и не реализовали пенальти).

Вновь переигровка на следующий день, и вновь на футбольный матч это ползанье в районе центрального круга смертельно уставших игроков похоже лишь отдалённо. Основное время – опять ничья, 0:0. И снова дополнительное время! И тут зенитовцы показали, что такое настоящий спортивный характер, воля к победе. Не менее, а, может, даже и более уставшие, чем москвичи (ведь все встречи этого кубкового цикла «Зенит» был вынужден провести без единой замены, одним и тем же составом), играя уже шестой матч за три недели (да ещё и с шестью дополнительными таймами, а это ещё 90 минут, ещё одна полновесная, седьмая игра – жестокий игровой график!) в дополнительное время ленинградцы буквально на зубах вырвали победу. На 217-й (!) минуте этого невероятного матча центральный нападающий Борис Чучелов ударом головой вывел «Зенит» в финал.

Финал

В финале зенитовцев ждал соперник самый серьёзный — могучий ЦДКА. Это уже почти готовая знаменитая «команда лейтенантов», которой уготовано полное доминирование в советском футболе на ближайший, без малого, десяток лет. Не хватает только Боброва. Но и без него состав армейцев монументален и впечатляющ. Их путь к финалу был куда легче зенитовского — уверенно победив всех своих соперников с общим счётом 17:3, не имея тяжелейших переигровок, не встречаясь с грандами вроде «Динамо» и «Спартака», с игрой мощной и отлаженной, ЦДКА представлялся безусловным фаворитом финала. Да и времени для отдыха и подготовки к решающей встрече у армейцев было почти в два раза больше – полуфинальный матч с московскими торпедовцами они сыграли за неделю до финала. В то время как после тяжелейшей двухдневной битвы «Зенита» со «Спартаком» до финала оставалось всего четыре дня.

И уже первая половина финальной встречи наглядно продемонстрировала, кто тут главный. Сразу со стартовым свистком армейцы, завертев свою излюбленную головокружительную карусель короткого точного паса, обрушили шквал атак на ворота зенитовцев. Преимущество ЦДКА абсолютно! Не только защитники ленинградцев, но и почти все нападающие команды вынуждены стеной встать у своих ворот. Бедный вратарь «Зенита» Иванов взмок, летая от штанги к штанге, отражая град ударов неудержимой армейской пятёрки нападения. Но на 35-й минуте и он бессилен – ЦСКА открывает счёт.

После перерыва игра продолжается в том же ключе: вновь одна за другой накатывают атаки армейцев, и вновь зенитовцы яростно обороняются, прижатые к своим воротам этим могучим «катком». Вот только через некоторое время что-то забарахлило в армейской машине. Очевидно, москвичи вполне успокоились, ведя в счёте и видя своё безусловное преимущество. А, может, после ураганного первого тайма они просто устали. Однако этого оказалось достаточно, чтобы игра постепенно отодвинулась от ворот «Зенита», и ленинградцы потихоньку начали прибирать инициативу к своим рукам. В самом деле — к чему были все эти тяжелейшие матчи, эти неимоверные волевые усилия, если на самом пороге триумфа дать слабину? И вот уже замелькали в штрафной площадке армейцев голубые футболки зенитовцев, и заметался в воротах ЦДКА здоровяк Никаноров.

И, наконец, происходит то, что явно назревало: в одной из контратак зенитовец Борис Чучелов отрывается от своего персонального сторожа, выходит один на один с вратарём и сравнивает счёт. После чего армейцы дрогнули, засуетились, от их былой «машинной» слаженности не осталось и следа, и расплата пришла быстро: всё тот же Сальников забивает свой третий гол в третьем матче подряд. И вновь победный.

2:1 – и Кубок СССР впервые в своей истории покидает Москву, отправляясь в Ленинград.

Как вспоминали потом участники этого исторического матча, после финального свистка они не сразу смогли поверить в реальность произошедшего. Но хлынувший на поле поток восторженных болельщиков убедительно доказал: «Зенит» победил! Создавалось впечатление, что весь стадион, совсем недавно откровенно симпатизировавший армейцам, теперь, вне зависимости от клубных пристрастий, радовался этому успеху ленинградцев: победители были окружены толпами людей, в мгновение ока взмыли в воздух, поднятые десятками рук... До раздевалки зенитовцы сумели добраться лишь минут через двадцать после окончания матча.

На радостях забыли даже о самом кубке, и уже в сумерках капитан «Зенита» Иван Куренков, с трудом вырвавшись из цепких болельщицких объятий, торжественно получил в руки хрустальный приз, который немедленно, прямо в раздевалке, был наполнен вином в честь замечательной победы.

Через три дня поезд «Красная стрела» привёз команду на Московский вокзал родного города, где на перроне, невзирая на ненастье, её встречали тысячи болельщиков. И футболисты-триумфаторы в персональных открытых лимузинах начали торжественное шествие по запруженному народом Невскому в сторону Дворца Труда, где состоялось чествование победителей.

1944 2


Кубок СССР вручается капитану «Зенита» Ивану Куренкову, 1944 г.


На этой светлой ноте мы и завершим наш рассказ о «Зените» в годы Великой войны. Следующий, 1945 год, был для советского футбола уже годом мирным. По крайней мере, война ушла с территории СССР, начался освободительный поход Красной Армии в Европу, а 8-й чемпионат страны и вовсе стартовал через 4 дня после капитуляции Германии. В чемпионате этом «Зенит» выступил неплохо, выдав во втором круге рекордную на тот момент 10-матчевую беспроигрышную серию и впервые поднявшись на 6-е место. Но это уж точно совсем другая история.


«Зенит» в годы войны. Часть 1, год 1941-й

«Зенит» в годы войны. Часть 2, год 1942-й

«Зенит» в годы войны. Часть 3, год 1943-й


Дмитрий Догановский