www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

16
апреля
архив


Как «Зенит» стал «Зенитом». Часть 2.



Разобравшись в части первой нашего повествования с неудавшейся попыткой вывести историю «Зенита» из дореволюционных времён, вернёмся в год 1940-й. Так куда же подевался ленинградский «Сталинец», и почему, собственно, «Зенит» стал «Зенитом»?

14052015

 

Команда «Зенит-Большевик» с Кубком ВЦСПС 1937 г.
В послужном списке «Зенита-Сталинца» этого трофея, понятное дело, нет.


Версия Константина Егорова


Ещё в 1968 году, в одной из программок к очередному домашнему матчу «Зенита» была озвучена версия «превращения» ленинградской команды «Сталинец» в «Зенит». Тремя годами позже, в календаре-справочнике за 1971 год её повторил довоенный тренер «Сталинца» Константин Егоров. По этой версии, виной всему были неудачные выступления в чемпионатах страны «Сталинца» московского (16-е место в группе А в 1938-м и 17-е место в группе Б в 1939-м). Столичной команде, носящей славное имя Отца народов, негоже прозябать на футбольных задворках – здраво рассудили спортивные чиновники. Это и стало причиной того, что в недрах Центрального совета ДСО «Сталинец», располагавшегося, разумеется, в Москве, якобы созрело решение объединить все существующие футбольные команды мастеров этого спортивного общества с тем, чтобы со следующего года единой усиленной сборной начать штурм футбольных вершин.


И всё бы хорошо, только выступать эта «сталинская сборная» должна была под флагом... Москвы. Таким образом, Ленинград оставался бы в 1940 году представленным в группе А единственной командой «Динамо», к тому же, питерский футбол неминуемо лишился бы ряда сильных игроков, непременно вынужденных отправиться в столицу вслед за командой.


Такое положение дел никак не устраивало ленинградский спорткомитет, и дабы спасти ещё одно место для Ленинграда в классе сильнейших, спешно, буквально в течение недели питерский футбольный «Сталинец» был переведён в общество «Зенит», московскому ЦС ДСО «Сталинец» неподвластный.


Эта версия долгое время была едва ли не официальной и всеми признаваемой. Однако при ближайшем рассмотрении эта воистину детективная история не выдерживает критики – более углублённое изучение вопроса красноречиво подтвердило: никакого «спешного перевода» команды в новое общество не было и в помине. На самом деле всё было проще, и без всякого, по крайней мере, прямого вмешательства «руки Москвы».


Из истории ДСО СССР


Тут явно напрашивается небольшое отступление от темы, дабы прояснить принципы, по которым футбольные команды, да и остальные спортивные коллективы в 1930-е годы получали свои названия (по тем же принципам они назывались и позднее, но нас интересует именно последнее предвоенное десятилетие). А тогда всё было предельно просто и ясно.


Ещё в 1930 году на Всесоюзной конференции профсоюзов по физической культуре и спорту было принято решение о переходе от прежнего клубно-территориального построения массовых физкультурных организаций к производственному. Иначе говоря, всем производственным предприятиям и ведомствам страны было предписано (читай – приказано) организовывать внутризаводские коллективы физкультуры, а спортсменам – представлять именно те предприятия, на которых они работали. Или к которым они были приписаны. Это привело к тому, что все физкультурно-спортивные секции, кружки и команды, прежде существовавшие при рабочих клубах, стадионах, домах культуры и проч., в скором времени прекратили свою деятельность, а участвовавшие в их работе спортсмены были вынуждены продолжать тренироваться и выступать уже «по месту работы».


Именно после этого постановления, кстати, окончательно погибли и все старые футбольные клубы России, ведущие свои истории ещё с дореволюционных времён, а некоторые так и вовсе с XIX века. Но это уже несколько другая тема.


Дальше – больше. В 1935 году в СССР для ещё большего укрепления и организации физкультурного движения было принято решение об учреждении Добровольных Спортивных Обществ (ДСО), которые объединили бы под своим крылом физкультурников тех или иных ведомств и отраслей промышленности. В течение 1935-38 г.г. в стране было организовано несколько десятков ДСО, которые, постоянно видоизменяясь, расширяясь или, напротив, объединяясь друг с другом, существовали вплоть до конца 1980-х. И являлись тем самым объединяющим началом для всех спортсменов страны – все они, в том числе, и футбольные команды, обязательно и непременно представляли то или иное добровольное спортивное общество.

14052015 2


А потому к концу 1930-х футбольных команд с «самоназваниями», отличными от названий соответствующих ДСО, в стране практически не было. Представляешь тяжёлую промышленность – носишь название «Авангард», как и соответствующее ДСО. Представляешь железнодорожное ведомство – будь любезен носить название «Локомотив». Колхозы и совхозы – «Урожай». Электротехническую промышленность – «Сталинец». Оборонную – «Зенит». И так далее. Исключения, конечно, были, но крайне немногочисленные. Вроде сталинградского «Трактора» (будущего волгоградского «Ротора»), представлявшего в группе А советского футбола огромный сталинградский тракторный завод, который численностью работавших на нём не уступал иному ведомству, а то и целой промышленной отрасли. Да и тот, в конце концов, также принял название своего ДСО – «Торпедо», объединявшего рабочих автомобильной и тракторостроительной промышленности.


Даже куйбышевские (самарские) «Крылья Советов» - и те, хотя и представляли одноимённое ДСО профсоюза работников авиастроения, одно время (1953 год) носили имя «Зенит». И вызвано это было произошедшим в том году временным объединением всех спортобществ оборонных предприятий под одним флагом – флагом ДСО «Зенит».


И если предположить фантастическое, что ленинградский Металлический завод, к которому был приписан «Сталинец», в конце 1930-х срочно перепрофилировался со строительства турбин для электростанций на выпуск, допустим, мясных консервов, то вполне естественным было бы и переподчинение спортивных коллективов ЛМЗ к другому ДСО, а именно к «Спартаку». С появлением на футбольном небосклоне вместо ленинградского «Зенита» команды с соответствующим наименованием. Ну, это так, для примера...


А футбольных «Зенитов» в СССР было, кстати, не так уж и мало. Кроме ленинградского, были команды «Зенит» в Ижевске и Челябинске, в Калининграде МО и Таганроге, в Свердловске и много где ещё. Т.е., в городах, в которых имелись предприятия оборонной промышленности, спортивные секции которых, соответственно, относились всё к тому же ДСО «Зенит». Некоторые из этих команд, к слову, дожили и до нашего времени под тем же «исконным» названием.


«Зенит» = «Сталинец»


Вернёмся же на ленинградский Металлический завод второй половины 1930-х. В период 1938-39 годов в СССР произошла массовая реорганизация управления промышленностью. Не будем рассматривать все нюансы этого глобального действа, а отметим лишь интересующий нас факт передачи в 1938 году ленинградского Металлического завода им. Сталина, под патронатом которого находилась футбольная команда «Сталинец», в ведение Наркомата вооружений. При сём наркомате, как мы уже знаем, существовало своё ДСО, носящее имя «Зенит». И в 1939 году происходил постепенный перевод всех физкультурников завода (баскетболистов, легкоатлетов, хоккеистов, теннисистов и др.) в новое спортивное общество. В заводской многотиражке «Сталинец» в декабре 1939 года была напечатана заметка под названием: «Обмен билетов ДСО»:
«В связи с переходом заводской физкультурной организации в новое добровольное спортобщество (ДСО) совет физкультуры производит обмен членских билетов. Все физкультурники, работающие на заводе и состоящие членами ДСО "Сталинец", но не обменявшие своих членских билетов, должны обменять их в заводском совете физкультуры».


Заметим, никакой речи о «срочности» нет и в помине, и касается это всех спортсменов завода, а отнюдь не только футболистов. Да и странно было бы предположить, что на одном и том же предприятии одни спортивные команды относились бы к одному ДСО, а другие – к другому. Поэтому версия Константина Егорова представляется более чем необоснованной.

14052015 3


Справа – команда «Зенит-Сталинец» 1938 г.

Ни один из этих игроков отношения к команде «Зенит-Большевик» также не имел.


В итоге можно констатировать: оставаясь в полном и практически неизменном составе приписанной к тому же Металлическому заводу, футбольная команда «Сталинец» просто поменяла название, приняв имя своего нового спортивного общества – «Зенит». А для полноты картины отметим, что само ДСО «Сталинец» продолжало существовать и далее, после переподчинения ЛМЗ наркомату вооружений и ухода ленинградской команды мастеров этого завода в ДСО «Зенит». А прекратило самостоятельное существование по понятным причинам в 1953 году, когда влилось в ДСО «Энергия».


И пусть теперь никого не смущает матч, состоявшийся осенью 1938 года, в котором встречались ленинградские команды «Сталинец» и «Зенит». Теперь мы точно знаем, что под именем «Сталинец» тогда скрывался нынешний «Зенит», а под именем «Зенит» - почившая в бозе в 1939 году команда мастеров завода «Большевик», к нынешнему «Зениту» не имевшая никакого отношения.


А вся эта многолетняя путаница с названиями происходит исключительно из-за того, что в чемпионатах страны короткое время выступала ещё одна, другая ленинградская команда под тем же названием «Зенит». Называлась бы она как-то по-другому, допустим, «Шайба» или «Зубило» - ни у кого впоследствии не возникло бы и тени сомнений насчёт истинной родословной нынешнего «Зенита», ведущейся от футбольной команды ленинградского Металлического завода «Сталинец».



Дмитрий Догановский.