www.afisha-irkutsk.ru

 

Этот день в
истории «Зенита»

 

24
апреля
архив

90 лет Герману Семёновичу Зонину


Пожалуй, Герман Зонин – одна из самых неоднозначных личностей среди всех тренеров «Зенита». Сейчас, по прошествии десятилетий, страсти вокруг его имени и оценки успешности его работы в Ленинграде, бушевавшие на протяжении многих лет, поутихли, однако однозначности этих самых оценок всё равно не слишком добавилось. Ну, очень разные мнения об этом специалисте и методах его работы звучат до сих пор, ну, очень разные...


09092016

 

Родившись в Казани, там же начав и играть, практически всю свою игровую карьеру Герман Зонин, тем не менее, посвятил ленинградскому «Динамо» и сменившим его «Трудовым Резервам». Быстрый, физически сильный и жёсткий защитник-персональщик, особых успехов как футболист он, однако, не добился, так и не сумев толком закрепиться в основном составе ни той, ни другой команды.


Тренерская карьера Зонина оказалась куда более заметной.


Вообще-то, прославился Зонин-тренер вовсе не в «Зените». В 1972-м возглавляемая им «Заря» из 450-тысячного украинского города Ворошиловграда (Луганска) дерзко прервала чемпионскую гегемонию трёх столиц, став, таким образом, первой командой областного центра, выигравшей чемпионат СССР. Причём, звание своё «Заря» в том году завоевала уверенно, на пять очков опередив занявшее второе место киевское «Динамо», вполне убедительно доказав превосходство над прошлогодним чемпионом и в личных встречах — 3:3, 3:0.


Следует признать, что команда у Зонина тогда действительно сложилась очень неплохая: ровная по составу, работящая, дисциплинированная, а благодаря нескольким неординарным игрокам, особенно в атаке, порой и не без тонкости, с выдумкой. И некоторыми матчами своего чемпионского сезона, например, домашними со «Спартаком» или с теми же киевлянами, она по праву может гордиться – сыграно было сильно.


Что там произошло дальше, почему ещё долгие годы вокруг этого чемпионства «Зари» ходили разные слухи, почему после него на Украине разразился скандал, вошедший в историю республики под названием «луганское дело», и почему сам Зонин сразу после триумфального сезона спешно, едва ли не тайком был вынужден покинуть и город, и республику – углубляться не станем. К истории «Зенита» всё это прямого отношения не имеет. Главное: в следующем, 1973 году, Герман Зонин возглавил ленинградский «Зенит», заменив ушедшего в сборную СССР Евгения Горянского.


Ярый антагонист любителя комбинационного, аккуратного футбола Горянского, Зонин основную ставку всегда делал на атлетизм, выносливость и морально-волевые качества игроков. Сторонник жёсткой игровой и бытовой дисциплины, он сходу начал наводить в «Зените» новые порядки. Ввёл систему штрафов за опоздания на тренировку, снижение формы, за различные нарушения как спортивного, так и сугубо бытового плана. Мог запросто в любой момент, хоть ночью, нагрянуть на базу, а то и приехать к игроку домой или в общежитие — проверить, чем занимается, не нарушает ли режим... А его едва ли не ежевечерние объезды известных ленинградских ресторанов и баров в поисках потенциальных нарушителей стали и вовсе традиционными.


Резко увеличились физические нагрузки, количество, объём и интенсивность тренировок. При их проведении новый тренер нередко использовал мегафон, при этом не стесняя себя ни в выражениях, ни в тоне. И подобного рода тренерские «установки» гулко разносились по всему Удельному парку, вызывая нездоровое оживление среди гуляющего люда. Даже в выходные дни Зонин не оставлял в покое своих подопечных, частенько собирая их на базе для теоретических занятий и тренингов. Не распускал их по домам и после проведённых игр, запирая уставших футболистов на карантин для тщательного разбора прошедшего матча «по горячим следам». «Хотите играть – забудьте о личной жизни!» - неоднократно повторял он игрокам, стараясь в меру своего понимания привить им профессиональный подход к своему делу.


Естественно, такая жёсткая опека с воистину казарменными порядками на базе, грубость и нетерпимость тренера не могли понравиться зенитовцам, привыкшим к более спокойной и культурной обстановке в команде при предыдущем руководстве. Сразу после возвращения из Италии, с розыгрыша Кубка Даль'Ара 1974 года, во взаимоотношениях игроков и тренера явно наметились признаки серьёзного кризиса . В итоге, концовку того сезона, большую часть которого команда находилась в числе претендентов на медали, «Зенит» откровенно провалил, оказавшись лишь седьмым. Ещё хуже начала команда следующий сезон, почти со старта выдав восьмиматчевую безвыигрышную серию с несколькими крупными поражениями от не самых серьёзных соперников – игроки вполне недвусмысленно выказывали своё недовольство...


Это недовольство вскоре приняло и открытые формы в виде, так называемого, «письма десяти», направленного игроками команды прямиком в горком партии. Вот он, очередной прообраз событий 1987 года! Шум тогда, в 1975-м, поднялся большой, и отголоски его докатились даже до болельщиков, что в те годы случалось нечасто – ведь тогда пресса была куда менее «словоохотлива», чем ныне. Зонин даже готовился подать заявление об отставке. Но в те годы статус игроков-зенитовцев был несравним с популярностью звёзд-чемпионов времён скандала вокруг Павла Садырина, поэтому руководство команды и города в конце концов встало на сторону тренера, выдав тому, своего рода, «карт-бланш» на дальнейшие решения и поступки. Чем Герман Семёнович сполна воспользовался: в течение сезона некоторые из «недовольных» игроков были отчислены из команды или отправлены в дубль; по окончании чемпионата за ними последовал капитан Садырин, вынужденный завершить свою карьеру; а затем и форвард Владимир Казачёнок, отправившийся «служить Родине» в ряды московского «Динамо».


Как бы там ни было, а команда, в одночасье лишившись большой группы ведущих игроков, получила серьёзный удар, в конце сезона едва не распрощавшись с высшей лигой. Однако это не смутило железного Зонина. Уже с новыми лидерами «Зенит» начал сезон 1976 года, и, как показало время, в подвалы турнирной таблицы не свалился. Более того, укороченный однокруговой осенний чемпионат страны команда провела совсем неплохо, поначалу входя в тройку лидеров и некоторое время вновь считаясь одним из претендентов на пьедестал. Но затем посыпались ненужные потери очков, и медалей взять опять так и не удалось. Правда, шорох в высшей лиге «Зенит» всё-таки навёл, заняв пятое место, наивысшее за последние почти двадцать лет, и продемонстрировав неплохую результативность – прежде всего, стараниями лучшего бомбардира сезона Александра Маркина, забившего больше половины всех голов команды.


Следующий год для «Зенита» оказался куда менее успешным. Впрочем, и для всего отечественного футбола тот, 1977 год, был, пожалуй, одним из самых убогих и тошнотворных. Запущенные с нелёгкой руки футбольных «новаторов» словосочетания «выездная модель», «очковая стратегия», «турнирная целесообразность» и тому подобное, привели к процветанию договорных матчей, изобилию ничейных результатов, резкому падению результативности и полному выхолащиванию самой Игры, её души. Во главу угла теперь ставился результат, и только результат. Любыми способами, любыми путями и методами, любой ценой. Только результат. Очки. И советский футбол немедленно погряз в мелочных турнирных очковых расчётах – почти половина матчей закончились в том году вничью, а средняя результативность скатилась до наинизших отметок за всю историю отечественных чемпионатов.


Не остался в стороне от новомодных веяний и зонинский «Зенит», охотно завершивший 12 матчей из 30 вничью, и показывавший хоть и бойкий, но абсолютно «беззубый» футбол. Особенно, в первом круге: к примеру, восемь из девяти стартовых матчей чемпионата «Зенит» завершил вничью, причём, шесть из них со счётом 0:0, а первую победу сумел одержать лишь в двенадцатом туре. Неудивительно, что к середине лета команда оказалась в числе аутсайдеров, сумев выбраться оттуда лишь осенью, после смены на тренерском мостике. Потому что Зонин тот сезон был вынужден закончить досрочно: перед августовским матчем с «Араратом» с сердечным приступом он был отправлен в больницу. Чемпионат заканчивал и.о. главного тренера Владимир Корнев, сумевший несколько встряхнуть совсем закисшую команду, которого затем сменил Юрий Морозов, начавший процесс перестройки игры и обновления состава.


До сих пор в оценках деятельности Зонина в «Зените» звучат мнения исключительно полярные. Одни утверждают, что Зонин являлся одной из самых значительных тренерских фигур за всю историю «Зенита». Именно с его именем связывают они начало возрождения «Зенита» после беспросветных 1960-х, полагая к тому же, что именно он заложил основу для дальнейших успехов команды, создав некий «плацдарм» своему преемнику Морозову, наведя на поле и вне его порядок и установив строгую дисциплину в коллективе.


При Зонине в «Зените» активно работала комплексная научная группа (КНГ), курируемая известными ленинградскими учёными и спортивными теоретиками Николаем Люкшиновым и Марком Годиком. Он был среди тех, кто сумел поставить науку на службу футболу, активно применяя её возможности в «Зените» в ходе учебно-тренировочного процесса. Для оценки качества которого всемерно использовались различные тесты и математические модели с подсчётом и обобщением результатов при помощи мало используемых в те годы в спорте электронно-вычислительных машин, ЭВМ (прообраз нынешних компьютеров), а также видеотехника. А потому и физические кондиции игроков «Зенита», благодаря тренировкам Зонина, во все времена были на высоком уровне.


Другие же считают, что Зонин был одним из многих тренеров «Зенита», ничего сколько-нибудь заметного с ним не добившихся и ничего внятного в построении игры не показавших. Аргументируют это отнюдь не блестящими результатами команды за время длительного руководства Зонина (места 11, 7, 14, 13, 5, 10), а присутствию какой-либо тренерской мысли в игре «Зенита» — категорически отказывают: минимум комбинаций, минимум импровизации, только борьба, борьба, борьба...


Столь же неоправданно, по мнению критиков, буквально за пару лет Зониным была разогнана хорошо укомплектованная и сыгранная команда Горянского, ярко блеснувшая в сезоне 1972 года и имевшая признаваемый всеми футбольными специалистами большой потенциал. Вместо неё в итоге были набраны мастеровитые, но, в большинстве своём, вполне бесцветные иногородние игроки, которые определили и соответствующий игровой стиль «Зенита». А потому Морозов, в свою очередь, для достижения первой зенитовской вершины 1980 года почти все зонинские кадры из команды был вынужден убрать. Так что какой там «плацдарм»...


Что ж, каждый имеет право на собственное мнение о роли Германа Семёновича в истории «Зенита». Но того, что Зонин — фигура в советском футболе заметная, не станет отрицать, пожалуй, никто. Не подлежит сомнению успешность его тренерской работы в воронежском «Труде» (впоследствии «Факел»), который Зонин вывел в высшую лигу в сезоне 1960 года (хотя, справедливости ради, в следующем же году тренер после серьёзного конфликта с игроками вынужден был команду покинуть). Также, будучи помощником главного тренера сборной СССР А. Пономарёва, Зонин принял посильное участие и в завоевании «бронзы» Олимпиады 1972 года. А ведь была ещё и его успешная трёхлетняя работа со сборной Бирмы (ныне республика Мьянма), которая в 1966 году стала победителем футбольного турнира Азиатских игр (азиатский аналог Олимпиад). Ну и конечно, его успех с ворошиловградской «Зарёй»: как бы там ни было, но чемпионами они стали.


Правда, закончить свою тренерскую карьеру Зонину пришлось не по своей воле. В конце 1980-х, будучи главным тренером тбилисского «Динамо», на одной из тренировок команды он получил сильнейший удар тяжёлым мокрым мячом в висок. Вряд ли стоит искать злой умысел со стороны нанёсшего этот удар грузинского футболиста, но результат для тренера получился печальным: сильное сотрясение мозга и разрыв барабанной перепонки. После такой неожиданной и нелепой травмы 62-летний Зонин с прежней продуктивностью работать уже не смог и закончил свою карьеру на тренерском поприще.


Уйдя на заслуженный отдых, Герман Семёнович отнюдь не пропал из поля зрения футбольных болельщиков. Стремящийся всегда и везде находиться на виду, в центре внимания, он и тут не изменил себе, принимая активное участие в любых мало-мальски значимых спортивных и околоспортивных событиях, а также в теле- и радиопередачах и различных ток-шоу. Причём, далеко не всегда посвящённых футболу и даже спорту. Его многочисленные интервью в газетах и журналах, на телевидении и радио – резкие, категоричные и чрезвычайно эгоцентричные, в которых правда с откровенным вымыслом переплетались настолько причудливым образом, что становились просто неотличимыми друг от друга – наверняка запомнились всем любителям футбола Петербурга.


Всего под руководством Германа Зонина в 1973–77 г.г. «Зенит» провёл 162 матча: 47 побед, 63 ничьи, 52 поражения, разность мячей 177 — 192.
Заслуженный тренер СССР, РСФСР и УкрССР.
Заслуженный работник физической культуры РСФСР.
Кандидат педагогических наук (1975)
Почётный гражданин г. Луганска (2002)
Автор автобиографической книги «Вся жизнь – футбол» (2007).



Дмитрий Догановский.